«Зоря» без будущего

О патриотизме

Все мы мним себя патриотами. Своей кухни, своего подъезда, своего дома, города, и т.д. Все мы возмущаемся, когда что-то происходит не так, не по нашему разумению, не по нашему кодексу правды или чести. Но одни молча глотают проблему, не подавившись своей совестью, другие начинают роптать, по-разному, правда. Большинство – на кухне, некоторые, выпивши, при гостях, и очень редко кто это может делать реально, привлекая всеобщее внимание. Это делают, как правило, когда: достало, наболело, прорвало. Так и сей опус написан в длинную ночь, когда спать уж было невмоготу.

Ах, о чем же я? О патриотизме, о «достало». Политиков расслабляю сразу – не о Вас господа, не о Вас. А о наболевшем. Если честно, вы уже сидите там где вам не место…

Николаев, - город крупной промышленности

Со времен Краснознаменного СССР нашему городу досталось много хороших, мощных предприятий, да вот как-то не сложилось при новых условиях. От ЧСЗ (Черноморский судостроительный завод - ]]>http://www.chsz.biz/]]>) – один «Нибулон» остался, от 61-первого завода - ]]>http://www.shipyard61.com.ua/start-rus.html]]> только утонувшее судно, и никому не нужная «Украина». Глиноземный - ]]>http://rusal-ngz.all.biz/]]> потихоньку сокращает численность работающих «оптимизируя» производство, но работает, чего не скажешь об «Океане» - банкроте. А вот ЮТЗ (Южный турбинный завод, теперь Зоря-машпроет - ]]>http://www.zmturbines.com/]]> чувствовал себя до этого времени неплохо. Да, да, в этом месте нет опечатки именно «чувствовал», потому, что заводу пришел этот… или эта…моржовый…. Ну в общем вы меня поняли. Уже.

Почему о ЮТЗ? Да потому, что: это реальная гордость Николаева. Потому что: это настоящий завод-монстр, который выжил в эти непростые времена, когда ещё более мощное кораблестроение, утонуло; потому что именем этого завода названа целая часть города и мы, николаевцы, этим гордимся, – район носит имя нормально работающего предприятия!

Нет у нас микрорайона ЧСЗ (Черноморский судостроительный завод) – есть Намыв, Лески, нет в Николаеве района «Океан», а есть Октябрьский, а ЮТЗ живет и работает, почти уже – работал, потому что люди, работающие на этом предприятии, получают небольшие, НО реальные деньги (два раза в месяц (!): аванс и зарплату где ещё такое видано ныне (!)), а вместе с ними и надежду, что завтра они не проснутся голодными. Потому что: это предприятие… хороший был завод...

Проработав свыше 10 лет на заводе, начиная от так называемых навозников до мастера производственного участка по сборке агрегатов и находясь третьим в поколении работяг на заводе, имею свою точку зрения и по долгу жизни часто и много общаюсь с людьми, которые там зарабатывают себе на хлеб, а снизу правда виднее. Есть разные мнения и за и против, но все мы заводчане схожи в одном мнении, а мнение вот о чем….

Всё началось банально: с новой команды. И.о. пришел на место и.о. Старый и.о. запомнился заводчанам переодеванием в камуфляж и прогулками, в таком замаскированном виде, по заводу, и ещё своими бесконечными больничными, постоянным недоверием к рабочим и их и профессионализму. Всем запомнился случай, когда на ежегодном конкурсе лучший работник года (первое место сулило 2500гр.)токарь 6 разряда был раскритикован главнокомандующим прапорщиком завода И.О. мол некачественно работает. Ну куда уж токарю понять, имея 6 разряд как нужно работать…

 

При нем порядок был тоже армейский – бордюры покрашены и параллельны, доски почета надраены. Всех прикормленных заводских собак регулярно вывозили подальше, что на их аппетит никак не влияло: к ужину – завтраку они все благополучно возвращались обратно. Но тот и.о. закончил футбольное поле в спорткомплексе «Заря», и главное – не мешал заводчанам делать турбины. За это спасибо, а если б еще и пару заказов подкинул, поклон бы был бы высочайший.

И не забываем последующего И.О. с образованием горнодобытчика…который прославился на декадном совещании о закупках металла марки чох (в металлургии это 40Х).Почему флагману украинского газотурбостроения достаются такие «умные» люди….

Вот так, без фамилий. Потому что заводчане привыкли: начальство меняется, проработав год – другой, и всё как-то сглаживается. Они приехали, поработали, уехали. А мы делаем турбины, кормим себя и семьи, и город, Но не при этих. Новое начальство, естественно, привезло всё своё. Эка невидаль! Все так делают: своих бухгалтеров, замов, любимые автомобили, новую охрану (на заводе их 3,не считая спец. милиции и спец. отдела по борьбе с экономическими махинациями), секретарш, родственников. Но сейчас система нарушилась, случайно? Вряд ли.

Последняя метла

Новая метла сразу принялась ставить «своих» на все должности: это тоже привычно. Конечно, были недовольные. Кому понравится, когда человека, проработавшего на заводе по пятнадцать – двадцать лет «уходят». Скрипя сердцем люди уходят. Знатоки, которые выучили всю номенклатуру завода, технологию от «А» до «Я», которые воспитали предыдущее поколение заводчан, и которые привнесли что-то новое, своё, в развитие завода, скрипя сердцем уходят. Сердце всё выдержит, поскрипит и выдержит. Всегда так было. Те, кто высоко забрался – в замы, начальники отделов, будьте готовы – ваш век недолог.

Конечно, сразу было объявлено – что завод очень много тратит. Очень много. Нужно экономить. «Ладно», - подумали заводчане, - «лишь бы не на наших кровных». ИТР-овцы это сразу почувствовали – новое начальство запретило печатать внутризаводскую документацию на новых, чистых листах бумаги. И, самолично стало проверять, переворачивая эти самые листы, чтоб убедиться, что обратная сторона листа уже один раз использовалась. Сразу, конечно, стали возмущаться лазерные принтеры с копировальными аппаратами, потому что такое издевательское отношение к их сверхчувствительным барабанам категорически запрещено любыми инструкциями по эксплуатации и они попросту начали выходить из строя. Но! На бумаге, наверное, завод сэкономил. Что такое канцелярские товары на «Зоре»? Так, подножный корм, для «своих», мелочь.

Потом, или одновременно, начальство возмутило наличие горячих вод в туалетах. «Как это так!», - наверное, подумало оно, - «это что – бани?», и дало приказ отрезать бойлеры. Сиротливо висят обрезанные провода в туалетах, напоминая людям кем они являются для новых начальников. Теперь люди, зимой, в туалетах моют руки укрепляющей, оздоравливающей ледяной водой. Естественно это мелочи. Заводчане промыли все косточки новым начальникам у себя на кухнях, повспоминали как было раньше хорошо, и опять пошли на работу, потому что работать теперь приходится за те же деньги, но гораздо дольше. Этак на несколько часов в день. Потому, что начальство не понимает, мы все же пока надеемся, сути производства. Так же как необъяснимым образом начали чистить тумбочки всех рабочих от «левого» инструмента ,который годами оседал у рабочего. Не секрет что предприятие имеет 2 цеха по производству режущего инструмента. Да вот невдомёк… вроде работают а инструмента нет… воруют, сразу в голове проплывает… да нет, количество заказываемого инструмента настолько мизерно, что расходится на месяца вперед. И к этому всему качество закупаемого материала очень низкое. Вопрос почему, а потому что кто-то, чтоб выкроить себе немного, снизил смету на закупку качественного материала.

Да и отношение к людям ещё то стало. Как-то с отпрыском САМОГО И. О., смела поспорить мать одиночка, которую он задержал, как впрочем, и весь её отдел, не впервые, на работе допоздна. Вот так, запросто заставил просидеть несколько часов сверх того времени, что люди отработали. Когда она сказала их неприкосновенности, что уже поздно, и ей нужно было забрать ребенка из сада уже несколько часов назад, неприкосновенное чадо самого и.о. ответило – «Так сдайте его в интернат». И попробуй не послушаться совета такого знающего, в два раза младшего, ни разу не женившегося и не имеющего детей, мудрого человека. А зарплаты на заводе не такие уж и большие - в среднем до 3000 гривень у рядового сотрудника. И местом все дорожат, и засиживаются теперь до 6-ти, до 7-ми вечера женщины, и идут домой зимними ночами, на радость нежным извращенцам и чувственным маньякам к своим некормленым семьям, потому что новое начальство так хочет. И всё. Иначе – в интернат. А им то что, они не местные, им идти некуда.

Вы поймите правильно, я не пытаюсь выгородить ленивых сотрудников, которые пару раз задержались допоздна. Те, кто работал, знает, – это неизбежно, если надо, – значит надо, и тот, кто переступит через себя, тот и остается в коллективе. Но все эти бесконечные задержки, – они абсолютно бестолковые, и никому не нужные. Люди уже не чувствуют своей необходимости, весь труд их напрасен, и заключается он в сочинении никому не нужных бумажек, которые завтра опять, в сотый раз, нужно будет переделывать. Всем известно ,чтоб получить что-то ты обязан написать заявление или служебную записку, собрать кучу подписей и в конечном результате остаться на том месте с которого начинал…

Конечно, неприкосновенное чадо и.о. не будет получать даже 4500-4700, как у начальника отдела. А что нужно для этого сделать? Правильно, нужно создать новый отдел, с более высокими зарплатами. И возглавить их всех. С ещё большей зарплатой. И назвать его по модному – например … «тендерный». Но работающим там людям завидовать не нужно – они вообще могут переезжать жить на завод, потому что их держат с 8.00 утра и до… удовлетворения. А это может наступить и в 8 вечера, и в 9, и позже.. Кому нужны так заработанные деньги, которые и потратить времени нет?

Но вернемся к сути – к заводу. Хватит об этих людях.

Прошу заметить, что ниже я специально не буду называть ни одного поставщика. Я не заинтересован в приобретении, того или иного перечня товаров, ни у одного из всех возможных продавцов.

Завод тихо и неуклонно останавливается.

Вся технология производства завода рассчитана на несколько месяцев. А если брать и сроки заказов металла, то это всё растягивается почти на полгода. Поясню. Номенклатура металлов очень широкая, от редких огнеупорных марок, до более менее распространенных.. Его заказывают у поставщиков. А они бывают двух видов – первый это посредники, со своими складами. На них можно набрать нужные марки металла, в нужных количествах на поставку в размере автомобильной партии, как правило, это 20 тонн. У таких поставщиков завод покупал те металлы, в которых нуждался в небольших количествах. Например, 100 - 1000 кг на квартал. Как правило, такие металлы очень дороги – цена может доходить до нескольких сот гривень за килограмм. Но на производстве без них никак - не будет турбин, то есть товара, а, значит, не будет и денег. И второй - производители, у них, как правило, закупались более – менее распространенные марки.

Обычно, каждый новый директор приводил «своих». Или просто переподписывал новые контракты со старыми поставщиками. Все это понимают, для чего это делалось, и просто тихо улыбались.

Новые руководители не привели с собой никого. Вообще. И от старых поставщиков отказались. Напрочь. Им было сказано, что их цена завышена, и от них требуют снижения на несколько десятков процентов. Поставщики подумали: заказчик крупный, отказываться жаль и убрали по 20-30% от цены поставок. Всю директорско-столичную надбавку. Её всё равно не жалко. Что вы думаете? Новое руководство порадовалось? Нет, оно с плохо скрываемым саркастичным упорством «ищет новых поставщиков». Но дело в том, что некоторые марки металла на территории бывшего Союза, да и Европы, производят несколько заводов.


А сколько предприятий в бывшем СССР производят турбины? В Украине их два: авиационные в Запорожье и газовые в Николаеве, да в Кривом Роге был цех турбинных лопаток, но, по-моему, он уже не работает. В России в Екатеринбурге и Питере есть заводы, наверняка ещё в каких-то городах. Некоторые марки металла, которые жизненно необходимы для производства газовых турбин, без которых не может работать производство, редки, они изготавливаться небольшими партиями по несколько десятков тонн в год и специально под несколько производств в мире, это не массовое производство, а штучное.
Вот и представьте сколько нужно произвести особого металла на всех? Ведь это не покупка хлебобулочных изделий. Вышел на улицу в любое время дня и ночи, купил батон - всё задача решена. Завод хочет металл подешевле, – поставщики-производители отвечают: заказывайте минимум автомобильную партию в 20 тонн, специально для вас сделаем; срок поставки – от 4-х месяцев и более.


НО, завод этот особый металл потребляет в количестве нескольких сот килограмм в год, да и этих 4 месяцев на заводе уже нет! Так новое руководство запустило завод по кругу. Под предлогом удешевления поставок попросту вымываются оборотные средства. Выплачивается зарплата, а покупок комплектующих не делается.

Кроме того: производства на некоторых заводах уникальны, то, что использует в своем производстве «Заря» не использует никто более. Станки не такие как у всех, печи свои, отладка иная, и т.д. Некоторые металлы, например, на «Зорю» доставляли из далекой Англии. И то не всегда этот металл отвечает требуемым нормам… потому как И.о. боится сказать министру промышленности, что мол металл не подходит, а откат…

Эти несколько месяцев завод жил на внутренних резервах. Еще со времен Союза на предприятии поддерживалось правило, что завод должен иметь не менее чем полугодовой запас металла на складах. И его уже фактически нет! И новых поставок тоже нет! А завод без поставок металла обречен на остановку. А чтоб заказать – нужно ждать несколько месяцев пока пройдет весь цикл – подписание договора, производство металла, доставка. А на сегодняшний день ДАЖЕ не подписаны договора на новые поставки. И если, дай Бог, вся ситуация разродится к Новому году, то такой металл начнет поступать лишь через несколько месяцев, и все эти месяцы завод попросту будет стоять.

И тогда эпопея с увольнением ВОХРовцев с завода всем нам будет казаться благоухающей сакурой. Но в принципе их, по словам руководства предприятия, никто и не увольнял, просто им было предложено написать заявления об увольнение из завода по собственному желанию, а потом их, пообещали взять на работу в частное охранное предприятие, которое должно охранять завод. За сколько попыток вы угадаете откуда «родом» предприятие, метящее в охранники на «Зарю»? Правильно – откуда и начальство. По их планам завод за охрану будет платить туда, в соседнюю область, а нанимать для охраны они должны, якобы наших, местных. Кто-то верит, что так будет для завода дешевле? Я – нет. Подождите, это ещё не всё: было объявлено, что служебные собаки, которые использует ВОХР, предприятию точно не нужны. Представляете, что с ними сделают? А на заводе свой почти что питомник.

Что впихнёшь, - то и вылезет

Сейчас заводчане занимаются впихиванием не впихиваемого: «Можно ли заменить на производстве лист толщиной в 8 мм, листом толщиной в 6 мм?». Представляете? А если что-то случится в турбине с частотой вращения лопаток в несколько десятков тысяч оборотов в минуту? С температурой в камере сгорания под 2000 градусов? Кто будет виноват? Конструктор, который дал разрешение, потому что скоро Новый Год, а ему хочется своему ребенку купить подарок? Иначе если не подпишет бумагу, то его уволят, по причине якобы ликвидации отдела, что на предприятии уже началось.

Цеха пишут в заводоуправление письма: «Когда обеспечите поставкой металла ХХХХХХ?». На что мудрейшие из новых руководителей им отвечают: «А когда найдем поставщиков. И проведем тендер. И они нам поставят. Может быть. Когда-то». В принципе купить-то можно, но, для этого новое руководство придумало тендер в количестве не менее 20 (!!!) поставщиков. Да таких, может, и на всем земном шаре не наберется. Покупать у производителей много – дорого, да и такой объем заводу ни к чему, а у посредников – несколько сот килограмм тоже дорого, потому что у производителя дешевле. Да и того металла уже у них нет, потому что некоторые сорта привозились в Украину специально для «Зори»! Замкнутый круг имени нового И.О. директора завода. Любят это они – показывать кипучую деятельность, убивая успешное производство. Талантливые ребята.

Крайних найдут

Крайних в надвигающем апокалипсисе конечно же найдут, и уволят. Таких много – несколько тысяч работающих. Ну не может быть руководство виновато в том, что заводу скоро кранты – и всё тут.

Подарок к юбилею

Итак, что мы имеем – медленно останавливающееся предприятие, инерция всё таки у него есть. Но «Океан», тоже не один месяц останавливался. Запас комплектующих, и металла на заводе уже почти иссякли. Новых договоров и контрактов на поставки металла нет. И не заключаются, принципиально. Ведь мы привыкли искать что подешевле и что плохо лежит. Это точно. От заказов, что были уже сформированы для завода и лежали на складах поставщиков, которые еще делал предыдущий директорат, новый отказался. Официально. Поставщикам, что уже поставили свой металл при старом руководстве и не успели получить свою оплату, новое руководство не заплатило. Они пока терпят, но скоро пойдут судебные иски. И никто не планирует завод запускать. По моим прогнозам завод еще может так сяк протянуть максимум до февраля, крайний срок до весны – потом начнутся сокращения. Для кого это всё делается? Под кого?

P.S. Иногда завод еще что-то строит, у себя, для себя. Бетон, естественно покупали на месте, в Николаеве. Но теперь новое руководство нашло, что в Кривом Роге он таки дешевле на несколько гривень за тонну! И теперь, если понадобится, бетон будут возить на завод из Кривого Рога! Я думаю, в настоящее время уже отпала нужда в ежегодном ремонте дороги Николаев – Кривой Рог. Завод «Зоря» его забетонирует за свой счет. Тот, кто ездил этой «трассе» меня поймет….

Жора Бывалый из города на море

Постоянный адрес этой страницы: http://asn-satira.com/node/143
Поделиться, оценить →
Проще рассмеяться, чем разозлиться